Мобильные телефоны уже не первое десятилетие являются неотъемлемым элементом жизни любого современного человека. Трудно даже представить, чтобы в наше время у кого-то не было сотового. Помимо своей основной функции, то есть, звонков, сотовый телефон позволяет отправлять текстовые сообщения. Такую аббревиатуру, как SMS, знают все, но мало кто задумывается о её расшифровке и о том, кто был автором данного термина.

SMS (СМС) дословно переводится с английского языка как Short Message Service, что буквально означает «служба (передачи) коротких сообщений ». Данная технология позволяет отправлять и принимать короткие текстовые сообщения при помощи мобильного телефона.

SMS-технология была изобретена в 1984 году в рамках стандарта GSM, но на практике была реализована лишь в 1989 году. В этом участвовала многочисленная группа инженеров ведущих сотовых компаний Запада. Согласно другой версии, апробирование сервиса коротких сообщений произошло в декабре 1992 года в Великобритании.

Надо отметить, что тестировалась не передача SMS с телефона на телефон, а передача текста на мобильный телефон с персонального компьютера в сети GSM от компании Vodafone. Самое первое SMS в истории человечества содержало такие строки: «Счастливого Рождества!» .

В настоящее время технология SMS входит в стандарты сотовой связи и применяется каждым вторым обладателем мобильника. «SMS-ка», как её зачастую называют, в считанные секунды передаётся на нужный номер, нисколько не загружая сеть. Для того чтобы написать SMS с мобильного, обычно используют клавиатуру телефона с буквами и цифрами.

Для смартфонов и коммуникаторов возможно применение экранной клавиатуры. Отправка SMS-сообщения может происходить не только с сотового, но также и с городского телефона. Главное, чтобы данная технология поддерживалась аппаратом стационарной связи.

Для отправки SMS в телефоне необходимо правильно указывать номер SMS-центра (SMSC), который относится к оператору вашей мобильной связи. Он, как правило, вписан в вашу SIM-карту автоматически, поэтому лишний раз лучше не настраивать его вручную. Входящие и переданные SMS сохраняются на SIM-карте или в памяти телефона, либо на всякий случай в черновиках.

Доставка SMS осуществляется в течение нескольких секунд. Если вы хотите быть уверенными в том, что ваше SMS точно доставлено, можно получать соответствующие уведомления. Если телефон абонента в данный момент выключен или плохо ловит сеть, сообщение будет доставлено только при включении телефона, либо улучшении связи.

Отправка SMS не является помехой, если адресат в данное время занят разговором. Применяя EMS, то есть, расширенный вариант SMS, вы можете получать и отправлять мелодии звонков, пиктограммы, чёрно-белые рисунки и многое другое.

Цена отправки SMS в настоящее время варьируется от нуля по специальным акциям внутри сети до нескольких десятков рублей за 1 штуку в роуминге. При этом входящие SMS, начиная с 2006 года, всегда бесплатны. Оплата за сообщения, отправленные с официальных сайтов сотовых операторов, как правило, не взимается.

Это касается и , с помощью которых можно отправлять анонимное СМС любому адресату. Стоимость SMS во многом зависит от того, сколько сегментов (частей) оно в себе содержит. Один сегмент SMS составляет 70 символов на кириллице и 160 символов на латинице (транслите). Каждый из этих сегментов тарифицируется как отдельное сообщение.

Отдельно стоит упомянуть и об SMS-рассылках. Они могут носить информационный, либо коммерческий характер (мобильный маркетинг ). Взаимодействие с пользователями по SMS-каналу в этом случае становится очень удобным. Это могут быть SMS-оповещения о курсе валют, погоде, скидках, акциях, а также извещения «мобильного банка». Любые из этих рассылок должны быть предварительно согласованы с абонентами. Навязывание платных услуг с последующим спамом недопустимо.

Также существуют Premium-SMS со специальными короткими номерами, отправка сообщений на которые может ощутимо ударить по вашему кошельку. Premium-SMS на короткие номера используются в сервисах мобильной коммерции, таких, как продажа мобильного контента, оплата услуг в Интернет-ресурсах, голосования. В сообщении находятся данные для получения услуги, то есть код этой самой услуги или дополнительная информация .

В современном мире такие технологии, как СМС и ММС, завоевали большую популярность. Стоит более подробно разобраться, что же представляет собой услуга ММС в телефонном аппарате, какова ее роль. Что такое ММС, вы узнаете, когда прочитаете данный материал.

Ознакомление с функцией "ММС-сообщение"

Что означает эта аббревиатура? Как пользоваться такой услугой? ММС - что это такое? Расшифровка поясняет, что это мультимедийное сообщение (Multimedia Messaging Service). Передача этих сообщений происходит в сети сотовой связи. Их особенностью является то, что они отправляются не только на мобильный телефон, но и на почтовый ящик e-mail. Данная опция отличается от СМС тем, что не обладает ограничительными рамками по виду и размеру передаваемой информации. С помощью таких сообщений можно отправлять разные мультимедийные файлы (музыку, голосовые сообщения, видеозаписи, различные фото и т. д.).

А как же расшифровывается СМС?

В этой статье мы рассмотрим не только услугу ММС (расшифровка аббревиатуры приведена выше), но и которая обозначает службу передачи коротких сообщений. Данная технология позволяет отправлять, а также принимать небольшие текстовые сообщения на свой мобильный аппарат.

Функциональные свойства

Функции данного типа обмена сообщениями обширнее, чем нам кажется. Возможности этих сообщений можно разделить на несколько типов групп, которые буквально и поясняют нам то, что такое ММС:

  • Обмен сообщениями. Послания, которые не помещаются в одно или более СМС, можно компактно оформить в ММС. Например, хочется послать поздравление на день рождения другу, а оно содержит большой объем информации, который не влезает в СМС. Можно просто отправить голосовое сообщение с поздравлениями - так будет даже более реалистично и приятно.
  • Услуги информации, то есть обширные возможности при оформлении сообщений.
  • Услуги в сфере бизнеса. Эта технология расширяет возможности для деловых личностей. К примеру, пользователь может получить на свой телефон биржевые сведения, их графики и гистограммы стабильности за выбранный промежуток времени.
  • Развлекательная сторона. Британские учёные выяснили, что больше 70 % ММС в Англии содержат информацию спортивного или романтического характера. Кроме этого, у оператора связи есть возможность предложить своим пользователям другие интересные сервисы, например чат, игры или знакомства и многое другое.

Пользование сообщениями

Узнать, что такое ММС и как этим пользоваться, нам помогут настройки данной функции передачи/отправки сообщений. Где взять эти настройки? Чтобы их получить, необходимо обратиться в специальную службу поддержки своей сотовой связи и оповестить специалиста о том, чтобы выслали нужные настройки. После получения нужно сохранять эти настройки. Если мобильный телефон не поддерживает данную функцию, то пришлют ссылку, которая будет отображаться обычным сообщением.

Передачами и обрабатыванием данных сообщений управляет коммутационный центр. Этот центр также имеет связь с остальными операторами сотовой связи.

Если отправить ММС с нашего телефона на e-mail, то на указанный почтовый адрес оно придет в виде обычного сообщения. Есть ещё приспособления, с помощью которых можно отправить письмо, и оно поступит на собственный мобильный аппарат.

ММС-ящик

Если часто пользоваться данной услугой, то позже может возникнуть вопрос о том, где хранить личные сообщения. Вариант с телефонной памятью сразу же отпадает.

Данная проблема решается следующим образом: оператор мобильной связи создает специальную базу информации, которая носит название «мультимедийный ящик». Эта база позволяет пользователю хранить личные сообщения в промежутке некоторого времени. Помимо всего этого, у пользователя есть возможность посылать и формировать сообщения без предварительно загруженной информации в мобильный телефон. Для этого абонент отправляет в специализированный центр услуг сообщение, которое содержит информацию о получателе и вложениях, далее центр поддержки в автоматическом режиме делает подцепку из мультимедийного ящика пользователя. А также у абонента есть возможность получить доступ к своим сообщениям через Всемирную паутину.

Специальный альбом сообщений

Чтобы наполнить сообщения собственной информацией, оператор формирует специальную базу, которую называют «мультимедийным альбомом». Данная информационная база имеет расположение на специальном сервере и хранит видео/аудио файлы, фотографии, которые пользователь может в свободном доступе скачать для написания сообщения.

Есть ли максимальный размер ММС-сообщения?

Размер данного типа сообщений не имеет ограничения. Это было осуществлено для того, чтобы не было проблем, с которыми сталкивались в СМС при пределе в 160 текстовых знаков. Для того чтобы уточнить, что такое ММС, нужно указать, что его величина в общих чертах зависима от технологий связи, при этом еще имеет зависимость от оператора сотовой связи, который вправе указать стандартную величину сообщения для расчетов его стоимости.

Можно ли отправить ММС на телефон без поддержки функции "ММС-сообщения"?

Передача ММС на такие виды мобильных телефонов поддерживает шлюз TGW (Terminal Gateway). Данная система вычисляет тип мобильного аппарата, который принимает сообщение, и, не отправляя сообщение, сохраняет его на web-страницу. Потом на мобильный телефон отправляется СМС-сообщение, в котором указана ссылка на страницу интернет ресурса.

Какие изменения вносятся в сеть для работы ММС?

Бывает вероятность, что телефонный аппарат, который принимает сообщение, будет отключен или находится не в зоне действия сети. Поэтому для хранения данных сообщений до времени приема желательно обратиться к новейшему элементу сети - MMSC. Также MMSC обладает такими возможностями, как соединение с сетями и функциями по управлению приложениями, обеспечение работоспособности других различных услуг.

Возможно ли отправить ММС на телефон с монохромным дисплеем?

Главным типажом является цветное изображение. Исходя из этого, для полной работоспособности требуется разноцветная система телефона. Но есть и несколько подходов для воспроизведения цветного изображения на черно-белых моделях телефонов. Если мобильный аппарат с черно-белой системой поддерживает ММС-сообщения, то, с точки зрения теории, он имеет возможность получать мультимедиа, и изображения в разных тонах можно будет просмотреть на черно-белом дисплее.

Подключение ММС на сотовой связи "Билайн"

Чтобы подключить ММС и GPRS-WAP, по-другому называется «Пакет трех услуг», необходимо выполнить следующие действия:

После подключения данной услуги нужно перезапустить мобильный аппарат. После этого необходимо изменить настройки. Требуется заказать их на официальном портале «Билайн» или же в службе поддержки абонента по данному вопросу. Потом, когда настройки придут в виде СМС-уведомления, их надо сохранить и перезапустить мобильный аппарат, чтобы зарегистрироваться в ММС-системе. И в конечном итоге отправить мультимедийную услугу с любой информацией на номер 000, дождаться текстового сообщения о подтверждении окончательной активации пакета услуг.

В этой статье мы рассказали вам подробно, что обозначает расшифровка СМС и ММС. Такие знания нужны любому человеку, который пользуется интернетом и сотовой связью. Также вы теперь знаете, как отправить ММС.

Английский язык развивается, и особенно быстро эволюционирует сленг — яркий, меткий, чуткий к изменениям нашей жизни. Для того чтобы ускорить обмен текстовыми сообщениями, хитроумные владельцы гаджетов и завсегдатаи интернет-чатов придумали свой сленг, самые популярные словечки из которого мы и выучим сегодня. А это необходимо: человек, изучающий английский, обязан знать эти короткие и остроумные сокращения, ведь они уже стали частью культуры англоязычных стран.

Если вам не с кем обмениваться англоязычными SMS-ками, эти интересные акронимы пригодятся вам при общении по Скайпу, в других онлайн-чатах — да хоть при обычной электронной переписке. Наконец-то вы поймете, что имел в виду ваш англоязычный коллега, когда писал вам: BRB, B2W, CUL8R...

Большая часть подобных акронимов создавалось благодаря созвучности некоторых слов с цифрами и буквами алфавита:

С — see (глагол to see, «видеть»)

R — are (глагол to be, «быть» во 2 л. ед. ч.)

U — you («ты»)

2 — two («два»), to (предлог «в», «на»), too («слишком»)

4 — four, for (4U — «для тебя»)

8 — ate (глагол to eat, «есть» в Past Simple)

ASAP — as soon as possible

Вам, наверное, уже знакомо это сокращение: им часто пользуются в рабочей среде при написании напоминаний (memos ). Означает оно as soon as possible («по возможности быстрее» или «чем скорее, тем лучше»). Это очень популярный акроним, понятный всем.

PLS, PLZ — Please

Главное «волшебное» слово: «пожалуйста».

IOU — I owe you

Еще одно распространенное и очень полезное сокращение. Читаем по буквам: I [ʌɪ] + O [əʊ] + U . Что это нам напоминает? Точно так же звучит фраза I owe you («Я тебе обязан(а)») — ваш собеседник благодарит вас за любезность и обещает ответить тем же.

THX — Thanks

А теперь — «спасибо». И тоже сокращенно.

LOL — Laugh out loud!

«Громко хохочу!», — вашему визави смешно до невозможности. Laugh out loud = I laugh out loud.

OMG — Oh my god! Oh my goodness! Oh my gosh!

Так часто восклицают молодые впечатлительные девушки: OMG! It’s Justin Bieber! («Господи! Это Джастин Бибер!»)

BRB — Be right back

Если во время работы за компьютером вы должны ненадолго отлучиться, быстро наберите BRB — и можете убегать. Но ненадолго: вы ведь предупредили, что тут же вернетесь! Be right back = I’ll be right back.

B2W — Back to work

И вот вы снова на рабочем месте и сообщаете об этом собеседнику. Back to work = I’m back to work.

А собеседник хочет задать вам вопрос:

?4U — Question for you

Question for you = I have a question for you.

И вы можете ответить, начав ответ с крылатого выражения «По моему скромному мнению»:

IMHO — In my humble opinion

(humble означает «скромный»)

Либо, если вы не знаете ответа, написать:

IDK — I don’t know

Если же собеседник — ваш старый приятель, и вы хотите немного похулиганить, подойдет не совсем цензурный, но довольно популярный ответ:

WTF? — What the f**k?

Вы можете использовать одну из следующих «формул»:

CUL8R — See you later

Формула C + U + L + eight + R = see + you + later (кстати, как у вас с математикой?), по-русски: «Увидимся позже». See you later = I’ll see you later.

TTYL — talk to you later

«Поговорим позже». Talk to you later = I’ll talk to you later.

План.

ЛЕКЦИЯ № 3-4. Классификация и характеристика программных средств ИКТ

План.

1. О роли исторического опыта вхождения в нашу жизнь ИКТ.

2. Система образования и новые ИКТ.

3. Совершенствование качества и доступности высшего образования.

4. ИКТ в деле обеспечения качества общего образования.

Примерное содержание.

Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…

Герберт Маршалл Маклюэн

1. Тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил в настоящее время свое новое подтверждение: в конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития называемую постиндустриальным или информационное общество. Однако суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации (коммуникации - специфическая система связи, например, язык) были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Благодаря легкости и оперативности коммуникаций люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах могут работать над одним целостном проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Таким образом, ИКТ, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.

Стремительное вхождение в нашу жизнь ИКТ (менее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. печатного станка. (В чем же была сущность этого открытия в контексте рассматриваемой проблемы?).

Печатный станок решительно изменил мир: обеспечил быстрое создание и распространение материалов, способствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно облегчил чтение – печатных книг по сравнению с рукописями. Книги становились дешевле, а число издательств быстро увеличилось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного станка только в Венеции, бывшей тогда одним из признанных европейских культурных и торговых центров, в типографиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способствовало, большей доступности образования, достижений науки и культуры.


В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией – от газет до телевидения и Internet.

Таким образом, параллели с тем, что мы наблюдаем сегодня в связи с бурным развитием ИКТ, достаточно очевидны. В частности, изменив способы и расширив возможности коммуникаций, новые технологии уже влияют и, видимо, будут все в большей степени влиять на науку, образование, культуру, политику.

2. Вопрос о роли современных ИКТ в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, объединенных как в как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Этот процессинициирует, во-первых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; во-вторых, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую, творческую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-третьих, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования информационных технологий управления, Интернет-ресурсов с научно-педагогической, организационно-методической информацией и дидактическими материалами, а также коммуникационных сетей, в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Процесс информатизации образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы: информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы.

В настоящее время важной и неотъемлемой частью информатизации образования является модернизация его информационного обеспечения. Если раньше основным источником знаний была книга, а учебный процесс обеспечивался информацией с помощью школьных и городских библиотек, то нынешнее развитие информационных технологий и электроники позволяет использовать не только печатные издания – книги, журналы – но и мультимедийные образовательные ресурсы: аудиокассеты, видеокассеты, диапозитивы, а также электронные учебные пособия, записанные на CD-ROM-дисках или других цифровых носителях информации.

В связи с нарастающими изменениями в обществе должен измениться сам характер образования: консервативное по своей сущности, нацеленное на сохранение и воспроизведение в поколениях людей опыта и знаний, накопленных на предыдущих этапах общественного развития, оно должно стать опережающим, прогностическим, ориентированным на предвидение ситуации, которая возникает в результате общественного развития.

На современном этапе развития информатизации образования особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства ИКТ для преподавания общеобразовательных предметов.

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Однако все далеко не так просто, и при более внимательном рассмотрении здесь обнаруживается весьма принципиальное противоречие – между качеством и доступностью образования. Так, для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель – обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование ИКТ. В то же время для руководителя помимо качества очень важной задачей является организация максимально широкого доступа к имеющемуся оборудованию и другим учебным ресурсам. И зачастую вместо обеспечения доступного качественного образования делается выбор в пользу решения только одной из этих задач. Поскольку определяющим является рассмотрение соответствующих проблем на этапе подготовки педагогических кадров, остановимся более подробно на ситуации, сложившейся в системе высшего образования.

3. Применение ИКТ в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Необходимо сказать, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений. Ее противники справедливо отмечают, что будущие студенты будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке.

Второе направление предполагает использование ИТ для изменения того, ч е м у учить и к а к учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным студентам, не влияя на уровень подготовки основной массы. Подобная ситуация может быть связана, например, с тем, что используемые технологии не адаптированы для системы образования и работа с ними требует специальной подготовки. Иными словами, может оказаться так, что внедрение информационных технологий в обучение на практике способствует росту или доступности образования, или его качества, - но для избранных. В то время как потребность общества состоит, естественно, в получении и доступного, и качественного образования.

Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют совершенно определенный денежный эквивалент: места в аудитории, книги в научной библиотеке, лабораторное оборудование, квалифицированные преподаватели. Что предпочтительнее – концентрировать или распылять эти ресурсы, улучшать качество или расширять доступность? Или, быть может, так поднять цену образования, чтобы стало возможным обеспечение всеми необходимыми ресурсами каждого из многочисленных студентов? На первый взгляд видны только такие пути развития образования.

Тем не менее одновременное улучшение качества и расширение доступности образования возможно - история знает, по крайней мере, две таких, по своему существу, революции. Однако проблема состоит в том, что, как и в любых революциях, если что-то становится более доступным для многих, кто-то этого же лишается. То же с качеством и доступностью - улучшение в одном направлении подчас приводит к ухудшению в другом.

Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. Был осуществлен переход:

От устного диалога времен Сократа - к образовательным формам, которые включили чтение и письмо;

От независимых ученых времен раннего Средневековья, обучающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудится, - к новой образовательной структуре, в которой организованные ученые и студенты работают вместе в пределах университета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы.

Представим себе наставника, обучающего маленькую группу своих учеников только с помощью устных объяснений и обсуждений. И вот теперь те же педагог и обучаемые (школьники, студенты) смогли положиться также на чтение и письмо. Безусловно, это значительно расширило доступность образования. Слова и мысли преподавателя, ученого, мыслителя доходили уже не только до маленькой группы учеников, которым посчастливилось присутствовать в нужное время в нужном месте. Сотни учеников, а, в конечном счете, сотни миллионов учеников смогли изучать Платона спустя тысячелетия после его смерти. Чтение, письмо и, безусловно, добавившийся позднее печатный станок заложили основу для значительного увеличения масштабов образования даже при увеличении расстояния между учеником и педагогом. Можно сказать, что дистанционное обучение появилось на свет в тот момент, когда учитель дал ученику рукопись и сказал: «Иди и читай».

Благодаря этому «расстоянию» каждый умеющий читать уче­ник мог теперь изучить большее число предметов. В пределах каждой предметной области ученики получили возможность познакомиться с большим количеством суждений, версий, фактов. За знания ученика уже не нес ответственности только его непосредственный преподаватель. Как это ни парадоксально, но такой рост Расстояния между обучаемым и преподавателем помог улучшению их диалога. Ведь не всякий ученик или студент готов сразу включиться в равноправное общение с преподавателем, а читатели могут не торопиться интерпретировать вопрос преподавателя или автора книги, а думать над составлением ответа в приемлемом для них темпе. И подготовка к семинару с предшествующим чтением и записями только обогащает устный обмен мнениями.

Однако эти достоинства повлияли на стоимость образования. И хотя значительное количество учеников получило доступ к размышлениям ученых, только чтение не гарантировало понимания и, соответственно, получения знания. Ведь узнать, понял ли читатель автора, невозможно без диалога между ними. Те, кто был неграмотен, также теряли всякий доступ к образованию как учителю для многих, не имея возможности стать учеником, получающим знания из рукописей и книг. Но достижения, связанные с ростом доступности и качества образования и, соответственно, новым уровнем культуры, несопоставимы с отмеченными отрицательными моментами.

Почти через два тысячелетия после первой вторая революция собрала воедино научные ресурсы, преподавателей и студентов. Лекционные залы и библиотеки - суть тех механизмов, которые дали новый толчок к росту доступности и качества образования, поскольку интеллектуальные ресурсы были не просто собраны, но и организованы в специальные, способствующие их развитию и сохранению, структуры, в рамках которых научные исследования и обучение тесно переплелись. Получение образования оказалось теперь жестко связанным не только с местом, но и временем его получения, и это соединение в сочетании с коллективным творчеством оказали фундаментальное воздействие на наши представления об организации взаимосвязи исследовательской работы и обучения. Высшее образование стало представлять государственную ценность, появилось понятие университетского города. Конечно, такие преобразования имели свою цену. Наряду с принципиальным увеличением доступа для кого-то образование становилось невозможным, например, потому, что концентрация научных сил в университетских городах способствовала разрушению научных школ на местах. Возникли проблемы преподавания, связанные с распространением лекционной формы работы в больших аудиториях: пассивность студентов, потеря контакта со слушателями у лекторов.

Если то, что происходит в плане информатизации образова­ния, можно назвать «третьей революцией», то здесь отчетливо просматриваются параллели с первыми двумя. Признаки этого третьего круга совершенствования доступности и качества образования легко заметить:

1) новые формы представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски;

2) новые библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации;

3) новые формы учебных занятий. Если первая революция изменила семинар, добавив к устной форме необходимость чтения и ведения записей, а вторая революция обогатила учебный процесс благодаря лучшей его организации, то в настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий. Для ряда студентов такие формы работы более благоприятны, нежели традиционные, поскольку позволяют им лучше раскрыть свои возможности, работая по удобному для них графику и не сталкиваясь с лишними замечаниями;

4) новые структуры образования. Чтение и письмо способствовало появлению потребности в переписчиках рукописей, библиотекарях, а позднее - в печатниках и издателях. Появление университетской структуры образования потребовало как административных усилий по поддержанию их деятельности, так и дополнительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий. Сегодня для придания образованию новых возможностей существующие структуры должны быть дополнены системами телекоммуникаций, и иметь специалистов, обладающих необходимой компетентностью для внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Говоря об образовательной среде как о совокупности тех ресурсов, учебных материалов, оборудования, технологий, которыми располагают педагоги и обучаемые, необходимо отметить, что каждая из рассмотренных революций коренным образом расширяла и изменяла текущее состояние этой среды. На каждом из этапов соответствующие технологии оказывали помощь, как педагогам, так и обучаемым, способствовали появлению и развитию новых форм и методов обучения, научных направлений и специальностей, меняли отношения системы образования и общества.

Применение этих технологий помогало, и унифицировать, и разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно несхожие технологии, определявшие особенности каждой из трех революций. Бумага, перо и печатный станок - в первой; классные комнаты, лекционные аудитории, лаборатории библиотеки - во второй; микропроцессоры и телекоммуникации - в третьей.

Однако сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях.

4. В сложившейся структуре общего образования вопрос о его доступности решается на более высоком уровне, чем в отдельном учебном заведении. В отличие от вузов, перед педагогами и директорами школ, гимназий и других учебных заведений стоит следующая задача - обеспечение нового качества образования на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Переход от преподавания информатики к реальной информатизации общего образования возможен на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса.

Создание такой среды может начаться со школьной Internet- библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структурированным предоставлением информации. Для создания такой библиотеки возможно использование локальных компьютеров с перспективой дальнейшего их подключения к сети Internet. Современное программное обеспечение позволяет учителям и учащимся самим формировать образовательную среду, включающую как ссылки на найденные в библиотеке электронные ресурсы, так и творческие работы учащихся. В русскоязычной части Internet можно найти много примеров таких разработок (…). Для эффективной работы школьной Internet -библиотеки необходимо создание вспомогательных обзорных страниц по отдельным дисциплинам в школах, специализированных методических центрах и в высших учебных заведениях. Непременным требованием остается универсальность использующихся технологий и возможность гибкого изменения и расширения библиотеки, совершенствование возможностей работы в ней для педагогов и учащихся.

Организация широкого доступа к необходимым учебным ресурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального образовательного пространства. (Хорошим примером в этом отношении может служить Новосибирская областная образовательная сеть (…).)

В настоящее время уже назрела потребность в специализированных учебно-методических центрах, в рамках которых опытные учителя в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий могли бы вести подготовку учебных материалов нового поколения для размещения в школьных Internet -библиотеках. Работа больших коллективов (быть может, объединенных сетью Internet), разнообразие разработок (базы данных, игровые, обучающие и моделирующие программы и т.д.), возможность широкого предварительного обсуждения и экспертизы всеми заинтересованными сторонами непосредственно в Internet выведет учебно-методическую работу на качественно новый уровень.

Подлинно новое качество образования невозможно без установки учащихся на активное отношение к учебе. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий стимулирует широкое использование активных методов обучения, таких новых форм работы, как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные семинары, объединяющие учащихся различных регионов и стран, использование электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих группах (…).

Использование информационных технологий обучения не должно разрушать тот опыт, который накоплен и используется при выработке подходов к оценке качества обучения. Переход к тестовой системе требует применения единых критериев оценивания - для всех учителей и всех изучаемых дисциплин. Но, так же как и в дистанционном образовании, при использовании тестов необходимо дополнительно оценивать творческое отношение, инициативность и стремление учащихся выйти за рамки школьной программы. Необходимо готовить их к тому, что знания будут оцениваться с помощью тестов. Руководством Центра тестирования Министерства образования РФ уже неоднократно высказывались предложения по организации объективного и независимого рубежного тестирования учащихся V-XI классов по любому предмету (…). Как и в вузовской системе, адаптации учащихся к особенностям тестирования может способствовать организация текущей проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы должны адаптироваться к ответам учащегося, обеспечивать подробное комментирование ошибок и предоставлять материал для выработки верного ответа. Тем самым осуществляется подготовка к прохождению тестирования в режиме обратной связи с виртуальным преподавателем.

Создание соответствующих структур, например, системы учебно-методических центров, на которые было бы возложено решение вышеперечисленных задач, оснащение школ и соответствующая подготовка педагогов, - это, видимо, тот минимум, который необходим для начала модернизации образования на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий с целью обеспечения его доступности и качества.

1. Терминология понятия информационная технология (ИТ).

2. Программное обеспечение и его категории:

Обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

Системы для поиска информации,

Моделирующие программы,

Микромиры,

Инструментальные средства познавательного характера,

Инструментальные средства универсального характера,

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Примерное содержание.

1. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Говоря об информационной технологии , в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В контексте образования мы будем руководствоваться последним определением. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТ) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИКТ следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

Понятие компьютерная технология обучения (КТО), с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИКТ. Но применение аббревиатуры КТО вместо ИКТ встречает возражения. Они связаны с тем, что информационные технологии могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины (англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому сам термин «компьютерная (буквально - вычислительная) технология» выглядит неудачно.

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.