Собственный модуль виртуальной реальности — мечта многих с детства, и прогресс уже вплотную приблизился к созданию таких устройств. В 2014 году разработчики Google представили миру ошеломляющее изобретение, использующее возможности обычных смартфонов на платформе Android. Прямо на конференции любой участник мог собрать из картона и нескольких несложных деталей шлем виртуальной реальности и оценить прелести трёхмерной графики и атмосферного видео с возможностью просмотра на все 360 градусов обзора.

Виртуальная реальность по дешёвке

Google Cardboard не стал технологическим прорывом, шлемы виртуальной реальности существуют уже довольно давно, более того, многим знакомы детские устройства для просмотра объёмных изображений. Умением смартфонов ориентироваться в пространстве сейчас тоже мало кого можно удивить, нет, общественность удивило кое-что другое. Простота и доступность конструкции — вот что действительно заслужило внимание, к тому же разработчики успели к настоящему моменту выпустить множество приложений, использующих это устройство для погружения в виртуальную реальность.

Разработчики Google Cardboard открыли всю техническую документацию на устройство, отказавшись торговать своим изобретением, и производители мгновенно подхватили идею. На данный момент существует множество различных моделей из пластика, картона и даже кожаные изделия. В пределах $20 можно приобрести картонные комплекты наподобие тех, что были впервые представлены на конференции разработчиков в июне 2014 года. Также инструкции и схемы доступны любому, и не составит труда собрать Cardboard своими руками.

Материалы

Цены для картонной коробочки, конечно, довольно значительные, но перед тем как сделать Cardboard своими руками, следует знать, где найти или приобрести остальные материалы. Нам понадобятся:


Электронная составляющая - мощный смартфон

Разберём теперь все составляющие по пунктам, начиная с моделей подходящих смартфонов. Любой желающий может найти придуманные разработчиками для сборки Google Cardboard своими руками чертежи. Размеры телефонов, подходящих для таких версий очков 2.0 ограничены шириной до 83 мм и диагональю до 6 дюймов. Для других размеров придётся продумывать свою собственную конструкцию, подбирая расстояния до линз опытным путём или поискать вариант из готовых изделий в магазине. Дополнительные требования 3D-очки предъявляют и к экрану устройства. Помните, вы не просто будете разглядывать экран телефона с очень близкого расстояния, а получите увеличение через линзы. Само собой, чем лучше экран, тем меньше дискомфорта. На данный момент возможно использование смартфонов на базе и выше (от 4 iPhone) или Windows Phone 7.0 и выше, но изначально вся система задумана именно для Android 4.1. Скачайте любое VR-приложение и проверьте свой смартфон на совместимость, вращая его и наблюдая за картинкой.

Материал корпуса

Картон для основы наших очков подобрать несложно, подходящими параметрами обладает большая коробка от пиццы. Также картон можно приобрести в магазинах для рукоделия или разобрать какую-нибудь безхозную коробку из-под бытовых приборов. Слишком толстый картон будет неудобно резать и сгибать, тогда как тонкий, скорее всего, не удержит линзы и смартфон в жёстко зафиксированном положении на голове.

Оптика

С линзами, пожалуй, будет наиболее сложно, но это самый важный материал для 3D-очков. Google рекомендует использовать линзы для Cardboard с фокусным расстоянием 45 мм, соответственно, размеры самих очков виртуальной реальности на сайте рассчитаны лишь на линзы с таким фокусом. Таким образом, желание использовать другие линзы или, быть может, систему из двух и более линз на каждый окуляр неизбежно приведёт к перенастройке расстояния до глаз и экрана, таким образом, к изменению всей конструкции. Если чувствуете себя достаточно уверенными, стоит поэкспериментировать, но гораздо проще заказать линзы.

Крепёжные элементы

В качестве крепления к голове можно использовать тканевую резинку или ремешок на липучке. Канцелярскую резинку для корпуса найти несложно, а заменить и того проще. После сборки всей конструкции она нужна лишь для удержания формы. Можно просто проклеить 3D-очки на всех стыках после проведения настройки линз клеем или скотчем. Две липучки размером 15х20 мм понадобятся, чтобы зафиксировать закрытую крышку со вставленным смартфоном. При отсутствии таковой существует масса вариантов фиксации картонной крышки, главное — убедиться, что смартфон не выпадет в процессе использования 3D-очков.

Дополнительные элементы управления

Магниты нужны, чтобы сделать на корпусе необязательную кнопку управления 3D-гарнитурой, и подходят только к моделям смартфонов со встроенным магнитометром. При создании шлема на пробу не стоит тратить силы и деньги на поиск подходящих магнитов. Такую кнопку можно будет прикрепить к очкам виртуальной реальности отдельно после полного тестирования устройства или вообще не устанавливать её. Для долговременных 3D-очков вам понадобятся кольцо неодимового магнита и диск магнитной керамики, оба размерами не более 3х20 мм. Также можно прорезать отверстия и управлять смартфоном пальцами.

NFC-стикер приклеивают с внутренней стороны очков, что позволяет смартфону автоматически запускать нужные приложения. Найти его можно, наверно, в салонах связи или в интернет-магазинах, обязательным он также не является, да и поставить его можно уже как-нибудь потом.

Инструментарий и техника безопасности

Инструмент для работы понадобится самый простой:

  • Шаблон Google Cardboard. Чертежи находятся в статье.
  • Острый нож, подойдёт прочный канцелярский. Картон нужно резать чётко по линиям шаблона, особенно пазы и отверстия, поэтому ножницы тут не справятся.
  • Скотч или клей.
  • Жёсткая линейка.

Google утверждает, что для работы достаточно ножниц, не стоит обольщаться, тонкие прорези и фиксирующие пазы гораздо удобнее вырезать лезвием.

Конструкция получается усиленная рёбрами жёсткости изнутри, поэтому нет особой разницы, вырезать цельную выкройку из длинного куска картона или собрать из 2-3 частей, соединяя их скотчем. При вырезании ножом внимательно следите, чтобы не поцарапать поверхность стола или пола, возьмите для этих целей специальную доску, например, разделочную из кухни. Особенно тщательно нужно подойти к вырезанию отверстий для линз, чтобы впоследствии линзы лежали в одной плоскости, перпендикулярной взгляду.

Сборка устройства

Сборку производите по рисункам, укрепляйте каркас липкой лентой и внимательно следите за расположением линз. В зафиксированном положении картон жёстко прижмёт линзы, чтобы они не смещались относительно друг друга. Далее нужно приклеить липучки в качестве застёжек по краям верхней стороны и на внутренней стороне крышки, а также установить на своё место магниты. На этом этапе уже можно примерить 3D-очки к голове, чтобы определить места возможного натирания кожи. При продолжительном просмотре фильма, к примеру, эти точки могут сильно раздражать, поэтому дополнительно можно проложить их тонкими полосками поролона.

Овчинка стоит выделки?

3D-очки готовы, осталось закрепить их на голове резинкой или ремешком по вашему выбору, вставить смартфон с 3D-приложением и наслаждаться виртуальной реальностью. Что касается стоимости полученного устройства, существует множество предложений готовых комплектов ценой менее $10. Сэкономить получится только в том случае, если все детали имеются под рукой или находятся в лёгкой доступности. Если заказывать запчасти, с учётом различных расходов на пересылку и времени выполнения заказов, получается несколько дороже, чем покупка комплекта целиком. Естественно, если ваш пёс покусает 3D-очки за то, что вы просидели в виртуальной реальности вместо того, чтобы накормить или выгулять животное, вы легко можете собрать новые, используя инструкцию, приведенную выше, и оставшиеся детали. А пока вы ищете картон взамен повреждённого, чтобы восстановить Cardboard своими руками, можно и собаку выгулять и накормить.

Возможности устройства

На данный момент существует уже ощутимое количество оптимизированных под Google Cardboard приложений и несколько фильмов. В паре с наушниками очки виртуальной реальности вполне могут заменить хороший 3D-кинотеатр, а игры, по мнению пользователей, несмотря на свою примитивность, способны добавить сильнейших ощущений присутствия и атмосферности. Для умельцев и любителей различных технических задач можно отметить, что существует возможность очки Cardboard подключить к компьютеру для использования модуля виртуальной реальности в играх. Вот где действительно полное погружение.

Лайфхакера об этом необычном устройстве.

Покупка и сборка

Зачем компания Google показала миру Сardboard? Доподлинно не известно, но колкая насмешка над конкурентами точно имеет место. Судите сами: пока Oculus, Valve, Samsung, Microsoft, Sony, Razer и прочие продают свои наборы виртуальной реальности за десятки и сотни долларов, корпорация добра предлагает смастерить их упрощённый аналог своими руками за сущие копейки.

Но восторг от щедрого жеста сотрудников Google начинает улетучиваться сразу после знакомства со схемой вырезания и сборки очков. Не каждые «очумелые ручки» справятся с этой задачей, ведь количество и точность предлагаемых к совершению операций вызывает нервное подёргивание века. Более того, дело не ограничивается работой с резаком и картоном - нужно побегать в поисках креплений (хотя подойдёт и простая резинка), магнитов (опционально) и, самое главное, линз. Пройти весь квест от «А» до «Я» под силу лишь истинным энтузиастам.

Если же ваш карман не почувствует пропажи $20–30, то имеет смысл приобрести Сardboard в более хорошем исполнении. Иностранные и отечественные интернет-магазины используют только качественный картон, их шлемы имеют порой сумасшедший дизайн, они снабжены улучшенными креплениями и линзами, имеют NFC-наклейку, а также позволяют регулировать положение оптики. Последнее имеет предельно важное значение, ведь взгляд должен проходить через центры обеих линз. От этого зависит качество визуальных эффектов и безопасность шлема для вашего зрения. Выбор за вами.


Фото: knoxlabs.com




Переходим к сборке. Руки-крюки и отсутствие пространственного мышления вынудили меня прибегнуть к помощи YouTube, на котором и вы без труда найдёте руководства по монтажу устройства. По правде говоря, процедура проста и, выполнив её однажды, во второй раз вы повторите действия уже машинально.

И ещё немного самобичевания. В моём случае на картоне предусмотрительно были напечатаны цифры, которые требовалось соединить между собой. Но даже такой «детский» подход не помог мне сразу сообразить, как это сделать. :) Надеюсь, вы будете более удачливы и сообразительны.

Смею предположить, что вам не потребуется что-либо клеить, прикреплять на скотч или использовать скобы. Конструкция вполне нормально держится за счёт соединения элементов и закрепления обычной резинкой. Мне доводилось читать жалобы о выпадающих из шлема линзах, но виной тому явно слишком тонкий картон. В моём случае он справлялся с поставленной задачей. С лучшей стороны проявили себя и магниты: они надёжно липли друг к другу через перегородку, а это значит, что единственная «кнопка управления» шлемом работала исправно.

Технические моменты

Сardboard можно назвать универсальной платформой, в которую уместится практически любой современный телефон. Конечно, желательно, чтобы его диагональ составляла от 5 до 5,5 дюйма. При этом важно разрешение экрана и значение ppi - чем больше, тем лучше. Почему? Представьте, обычно вы смотрите на экран телефона с расстояния не менее 30 сантиметров. В таком случае человеческий глаз попросту не в состоянии различить его отдельные пиксели. Но когда вы вставляете смартфон в шлем и приближаете его к глазам на расстояние 5 сантиметров под увеличением, то здесь начинают отчётливо виднеться небольшие квадратики. И ещё раз напомню о том, что в копеечных китайских Cardboard нельзя отрегулировать расстояние между линзами, то есть подогнать его конкретно к вашему смартфону.

Я тестировал Cardboard в связке с и . Оба аппарата имеют прекрасные современные FullHD-дисплеи, но даже на них картинка начинает терять целостность. Поэтому предпочтительны ещё более свежие разработки c 2K-экранами.

Для комфортной работы с приложениями, заточенными под Cardboard, необходимо наличие в смартфоне магнитометра - датчика, оценивающего изменения магнитного поля. Он регистрирует движения магнита на шлеме и интерпретирует их как определённые команды. Но и без магнитометра можно обойтись, хотя от этого станет и менее удобно.

Разумеется, не помешает и NFC, с помощью которого можно быстро активировать любое VR-приложение на смартфоне. Но это не принципиально.

Софт, контент и впечатления

Видео. Отлично. Но только в том случае, если вы проигрываете специальные 3D-ролики. Их можно отыскать на YouTube или тематических ресурсах в Сети. Ощущения несколько глубже, нежели от уже привычного нам просмотра объёмного фильма в кинотеатре. Наверное, это связано с обособлением от окружающих предметов и людей, с уединением в полностью затемнённой области. До сих пор сердце ёкает, когда вспоминаю питона, обратившего на меня своё пристальное внимание.

Также отмечу, что и в индустрии взрослого кино нашлись свои пионеры, использующие особую аппаратуру для съёмки горячих POV. Нельзя сказать, что такой подход полностью преображает жанр, но свежее дыхание определённо присутствует, а интерес увеличивается.


В Cardboard видео приобретает объём

Отдельно упомяну и о тех немногочисленных видеозаписях концертов, которые можно найти в официальном приложении Cardboard для Android . Представьте, вы стоите на сцене вместе с исполнителем и группой музыкантов. Грохочет музыка, тысячи фанатов дышат ей, а в воздух взлетают тысячи искр. При этом камера (ваши глаза) вольны смотреть куда угодно: себе под ноги, на небо, зрителей, барабанщика или вокалиста. Получается крайне атмосферно и захватывающе.

На просторах Google Play можно встретить так называемые VR-проигрыватели, якобы предназначенные специально для виртуальной реальности. Они умеют подхватывать обычные форматы видео и разделять картинку на два глаза для просмотра в устройствах типа Cardboard. Но ничего выдающегося я в них не нашёл, положительный эффект минимален. Лишь складывается впечатление, что ты смотришь плоскую картинку, но на здоровенном экране. И всё. Если я что-то недопонял, поправьте меня, пожалуйста.

В итоге получается недурно, но есть один фатальный момент: долго за всеми прелестями «живого» видео наблюдать просто невозможно.

Глаза устают уже через 10 минут просмотра.

Виной тому несовершенство линз и неправильное положение глаз по отношению к половинкам экрана. Поэтому долго насладиться сказкой не получится.

Игры. Сказать трудно. Не будучи большим поклонником мобильных игрушек, я попробовал лишь первое, что попало мне под руку. Это была некая тёмная каморка, в которой ни с того ни с сего погас свет, а в руках появился фонарик. Какой-то неприятный страх закрался в мои жилы незамедлительно, и я покинул виртуальный мир. :) Конечно, графика оставляет желать лучшего, но ощущение окружения создаётся неплохо.

Существует возможность поиграть и в PC-игры, но для этого придётся изрядно заморочиться с настройкой компьютера и смартфона. Зато, по словам тех, кто осилил все препятствия, выходят совсем другие впечатления.

Панорамы. Классно! Описывать особо нечего. После видео немного скучновато из-за статичности. Зато выбор побольше будет: музеи, города, вулканы, джунгли и даже космос.

Внимание!

Весь VR-контент очень прилично весит. Запасайтесь объёмными картами памяти и не отходите от Wi-Fi.

Заключение

Глупо сравнивать забаву Cardboard с профессиональными поделками в области виртуальной реальности, которые как инженерно, так и программно дорабатываются до более глубокого, детального и качественного погружения в лучшие миры. Картонный шлем далёк от технического совершенства и при этом недолговечен. Но именно он даёт возможность прочувствовать на себе и составить общее впечатление о таком популярном явлении, как виртуальная реальность. И что самое главное, от вас не требуется серьёзных капиталовложений или траты времени.

Мне Cardboard пришёлся по душе. И после него очень навязчиво захотелось прикупить что-нибудь посерьёзнее.

Благо, что азиатские (и не только) производители подхватили волну и стали выпускать более качественные пластмассовые шлемы для конкретных моделей смартфонов с широким углом охвата картинки и возможностью регулирования положения линз. Цена на них - около $30–50, что вполне приемлемо для среднестатистического гика. Рекомендую Cardboard к покупке. При всех недостатках это интересное веяние, необычная игрушка и познавательный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях! Не забывайте делиться и своим опытом знакомства с Cardboard.

UPD: в конце обзора добавил список наиболее интересных и красивых приложений.
На mysku подобный аксессуар уже успели незаслуженно обозвать 3D очками для бомжей, нищебродов , и должного внимания ему не уделили.
В своём подробном обзоре я попытаюсь восстановить справедливость и рассказать об успешном опыте использования качественного Google Cardboard. Всех приглашаю под cut, в мир VR… осторожно, может укачивать:)

Лирическое отступление и экскурс в историю.

Лично у меня понятие виртуальной реальности (англ. virtual reality, VR ) всегда ассоциировалось с фильмом из детства . Фильм вышел в далёком 1992 году, но, не смотря на гигантский скачок в развитии комп. технологий и IT-индустрии в целом за последние 25 лет, рядовому потребителю не предлагалось каких-либо доступных технологий для развлечения в этой сфере. Конечно разрабатывались и даже продавались такие девайсы как (был выпущен в 1995 году, и массово начал продаваться в 1996 г. за $1495 ), но все они остались в истории.

И вот в 2012 году на сцене появляется многообещающий проект Oculus Rift, детище компании Oculus VR, а уже в 2013 году в продажу выпускают сам шлем Oculus Rift (набор разработчика) - один из самых перспективных продуктов в сфере виртуальной реальности. Впоследствии компанией заинтересовался гигант Facebook, и в итоге купил её за $2 млрд.
По счастливому случаю я имел возможность опробовать этот девайс в июле 2013, и, признаюсь, просмотр демо-ролика, где ты просто едешь в вагонетке по американским горкам и можешь вертеть головой во все стороны, произвёл на меня сильное впечатление. Некоторых коллег (особенно женщин) даже укачивало =)


Чуть позже стало известно, что компания Sony тоже работает над .

Наконец в июне 2014 г. на конференции Google I/O (именно логотип I/O отпечатан на обозреваемом мною кардборде) проект Google Cardboard, и у владельцев современных смартфонов появился новый простор для развлечений (а у разработчиков приложений - для творчества).
Этот нехитрый девайс, при большом желании, можно собрать самому, используя картон, пару линз, неодимовый магнит и несколько липучек.

Инструкцию для самостоятельной сборки и список всех необходимых комплектующих можно найти на .

Покупка на Aliexpress.

Конечно любопытно было попробовать, что это такое, поэтому спустя некоторое время я залез на Али и стал выбирать.
Естественно предприимчивые китайцы не дремали, и стали штамповать этот девайс в больших количествах (картинка с Aliexpress):


Среди большого количества предложений по запросу «google cardboard» сразу бросился в глаза разрыв в цене между предложениями за $2-3 и выше $6.
На страницах своих товаров продавцы наперебой демонстрировали преимущества именно их картонных изделий, например демонстрируя, что их картон качественней и тяжелее, чем у других:


Гоняться за особой дешевизной я не стал, учитывая, что изделие за $2 из ув. мне не очень понравилось, поэтому опираясь на количество заказов и общий рейтинг продавца я выбрал (на тот момент была скидка) у продавца с загадочным названием Fesier Technology . У аксессуара также было заявлено наличие NFC-метки, что тоже повлияло на мой выбор. Как показал опыт - я не прогадал.

Распаковка и сборка.

Большой желтый конверт был упакован в стандартный почтовый тёмно-серый полиэтилен, который никому не интересен) Итак достаём саму вещь из конверта и видим тот самый логотип I/O:




Многослойная конструкция из картона, сверху резинка.
Картон приятного цвета и текстуры, с неплохой полиграфией:




Вскрываем по линии перфорации:


И раскрываем всю конструкцию:


Как я понял, всё сделано из одного куска картона , с местами сгиба и перфорацией. То есть максимально соответствует оригинальной конструкции Google Cardboard.
Ненужный кусок, который являлся своеобразной «крышкой» для всей конструкции, надо отделить по линии:




Рассмотрим поближе. Видим NFC-метку (о ней - позже):




Самая толстая часть, видимо склееная из нескольких слоев - в ней уже «вшиты» линзы:


Для упрощения сборки отпечатаны цифры, следуя которым надо пошагово собирать изделие:

Начинаем собирать, вставляем в пронумерованные пазы элементы, соответствующие этой же цифре:


Порядок сборки, учитывая, что всё сделано из единого куска картона, сначала показался даже немного сложным. Но в процессе оказалось всё довольно просто. Картон прочный, на сгибах проявил себя хорошо. Кстати гораздо легче понять принцип сборки, если посмотреть анимацию с (UPD : пока я писал обзор, оф. сайт обновился, но анимацию можно найти в сети - ).
Последний, самый ответственный шаг под номером 6 - снимаем белую полоску, под которой что-то вроде двустороннего скотча, склеиваем и намертво прижимаем:


Google Cardboard готов!


Рядом с моим 5-дюймовым смартфоном:


Эксплуатация, приложения.

Как проверить работают ли на вашем смартфоне приложения VR:
- Если у вас одно из след. устройств: Google Nexus 4/5, Motorola Moto X, Samsung Galaxy S4/S5, Samsung Galaxy Nexus, то полная работоспособность обеспечена. С некоторыми ограничениями работают устройства: HTC One, Motorola Moto G.
Для всех остальных устройств:
- Можно проверить наличие вашего смартфона в списке на
- Установите любое VR приложение с маркета (осторожно, многие из них довольно объемны, вес может достигать 200 Мб и выше), например одно из моих любимых, красивое приложение .
- Запустите приложение. Если гироскоп вашего устройства не поддерживает технологию Dive (эта технология используется в большинстве приложений VR), то скорее всего вы сразу увидите подобную картинку:


- Если картинка не появилась, то попробуйте повертеть смартфоном влево-вправо (имитируя повороты головы) - изображение должно следовать вашим движениям.

Для iPhone тоже есть приложения (например и ), рекомендуется использовать модели iPhone 5, 5S, 6.

Перед покупкой я особо не задумывался о совместимости аксессуара (и приложений) с моделью моего смартфона (ZTE V987). Но оказалось, что всё-таки моё устройство не поддерживает всё это дело. Я особо не расстроился и сразу вызвал друга с его аппаратом Motorola Moto X:


Помещаем смартфон в откидывающуюся крышку:


И закрываем на липучки. Я так и не понял, для чего предназначена резинка, которая прилагается к комплекту. На оф. сайте написано, что она должна препятствовать выскальзыванию смартфона из щелей по бокам. Но я всегда просто придерживаю рукой в этом месте.
Вот так выглядит Google Cardboard, «заряженный» смартфоном:


С левой стороны находится тот самый неодимовый магнит, который держится снаружи исключительно за счёт силы притяжения ко второму магниту, приклеенному изнутри. Магнитик свободно ездит в вырезанном для него пазу:


Перемещение магнита вниз-вверх влияет на датчик изменения магнитного поля в смартфоне. Таким образом вы «тапаете» по экрану, не касаясь самого смартфона, или выполняете другие действия в приложениях (например подтверждение выбора в меню).

Как уже все поняли, в приложениях для кардборда экран поделён пополам, и каждый глаз фокусируется на своей картинке (с помощью линз).


С помощью гироскопа смартфон отслеживает повороты головы, соответственно меняя изображение. Таким образом обеспечивается эффект присутствия в виртуальном мире. Вы можете посмотреть в любую точку вокруг себя, под ноги, обернуться и т.д. =)

Из личных впечатлений: особо отмечу офиц. гугловское приложение . В первую очередь необычно и приятно прокручивать меню поворотом головы. Элемент, который находится непосредственно прямо перед глазами, выделяется, словно знает, что вы на него смотрите) В разделе YouTube появляется ощущение, что стоишь в тёмной комнате и перед глазами - целая стена превью-картинок к различным видео-роликам. Также движением головы выбираешь нужный ролик и запускаешь его двойным «тапом» с помощью магнита.
В конце обзора я добавил список приложений, которые мне больше всего понравились.

NFC-метка оказалась вполне рабочей. С помощью приложения удалось без труда запрограммировать её на выполнение самой очевидной задачи - запуск того или иного приложения виртуал. реальности. Нет нужды сначала запускать приложение, а потом засовывать устройство в шлем.

Сразу после оплаты, продавец оставил комментарий к заказу с ссылкой на папку в китайском облаке Baidu. В папке лежат приложения и 3D-фильмы. Кому интересно, вот эта папка - .
Позже, при сборке кардборда, я также заметил отпечатанный на картоне QR-code:

Сканируем QR-code:

Ссылка ведёт на , использующих технологию Durovis Dive.
Кстати на том же сайте я обнаружил и (за нехилые 57.00 €), по сути - тот же самый Google Cardboard, только из пластмассы. На той же странице можно найти более расширенный список поддерживаемых устройств, среди которых есть например Xiaomi Hongmi 1S.
У продавца на Али я нашёл , уже за $27.96.

Выводы.
Надо понимать, что это всего лишь игрушка, предназначенная для кратковременного развлечения. Смотреть 3D-фильмы через это устройство я бы не советовал, т.к. длительная подобная нагрузка для глаз - не есть хорошо.
Владельцам выше упомянутых устройств аксессуар рекомендован в первую очередь (полный функционал, включая магнитное управление). Владельцам других смартфонов надо обязательно проверить работоспособность приложений.
Качеством изделия я остался доволен. Своей цене соответствует, и потраченных денег я не жалею. Всё сделано добротно и выглядит в точности, как на сайте проекта Google Cardboard:


Собирать было интересно, пользоваться - тем более.
Из найденных мною недостатков: на участке выше переносицы начинает проявляться пятно после нескольких использований (от контакта с кожей лба). Немного видно на этой фотографии:

Списочек интересных приложений:
- - Офиц. приложение от Google, где можно посмотреть YouTube на большом экране кинотеатра, совершить тур по Версалю и пр.
- - красивое и атмосферное приложение. Присутствие на озере во время запуска бумажных фонариков. С помощью магнита можно переключать время суток (закат/лунная ночь/утро).
- - шикарная графика (вплоть до висящих в воздухе частиц пыли), что-то типа квеста. Обзор понравился +109 +235

Лайфхакера об этом необычном устройстве.

Покупка и сборка

Зачем компания Google показала миру Сardboard? Доподлинно не известно, но колкая насмешка над конкурентами точно имеет место. Судите сами: пока Oculus, Valve, Samsung, Microsoft, Sony, Razer и прочие продают свои наборы виртуальной реальности за десятки и сотни долларов, корпорация добра предлагает смастерить их упрощённый аналог своими руками за сущие копейки.

Но восторг от щедрого жеста сотрудников Google начинает улетучиваться сразу после знакомства со схемой вырезания и сборки очков. Не каждые «очумелые ручки» справятся с этой задачей, ведь количество и точность предлагаемых к совершению операций вызывает нервное подёргивание века. Более того, дело не ограничивается работой с резаком и картоном - нужно побегать в поисках креплений (хотя подойдёт и простая резинка), магнитов (опционально) и, самое главное, линз. Пройти весь квест от «А» до «Я» под силу лишь истинным энтузиастам.

Если же ваш карман не почувствует пропажи $20–30, то имеет смысл приобрести Сardboard в более хорошем исполнении. Иностранные и отечественные интернет-магазины используют только качественный картон, их шлемы имеют порой сумасшедший дизайн, они снабжены улучшенными креплениями и линзами, имеют NFC-наклейку, а также позволяют регулировать положение оптики. Последнее имеет предельно важное значение, ведь взгляд должен проходить через центры обеих линз. От этого зависит качество визуальных эффектов и безопасность шлема для вашего зрения. Выбор за вами.


Фото: knoxlabs.com




Переходим к сборке. Руки-крюки и отсутствие пространственного мышления вынудили меня прибегнуть к помощи YouTube, на котором и вы без труда найдёте руководства по монтажу устройства. По правде говоря, процедура проста и, выполнив её однажды, во второй раз вы повторите действия уже машинально.

И ещё немного самобичевания. В моём случае на картоне предусмотрительно были напечатаны цифры, которые требовалось соединить между собой. Но даже такой «детский» подход не помог мне сразу сообразить, как это сделать. :) Надеюсь, вы будете более удачливы и сообразительны.

Смею предположить, что вам не потребуется что-либо клеить, прикреплять на скотч или использовать скобы. Конструкция вполне нормально держится за счёт соединения элементов и закрепления обычной резинкой. Мне доводилось читать жалобы о выпадающих из шлема линзах, но виной тому явно слишком тонкий картон. В моём случае он справлялся с поставленной задачей. С лучшей стороны проявили себя и магниты: они надёжно липли друг к другу через перегородку, а это значит, что единственная «кнопка управления» шлемом работала исправно.

Технические моменты

Сardboard можно назвать универсальной платформой, в которую уместится практически любой современный телефон. Конечно, желательно, чтобы его диагональ составляла от 5 до 5,5 дюйма. При этом важно разрешение экрана и значение ppi - чем больше, тем лучше. Почему? Представьте, обычно вы смотрите на экран телефона с расстояния не менее 30 сантиметров. В таком случае человеческий глаз попросту не в состоянии различить его отдельные пиксели. Но когда вы вставляете смартфон в шлем и приближаете его к глазам на расстояние 5 сантиметров под увеличением, то здесь начинают отчётливо виднеться небольшие квадратики. И ещё раз напомню о том, что в копеечных китайских Cardboard нельзя отрегулировать расстояние между линзами, то есть подогнать его конкретно к вашему смартфону.

Я тестировал Cardboard в связке с и . Оба аппарата имеют прекрасные современные FullHD-дисплеи, но даже на них картинка начинает терять целостность. Поэтому предпочтительны ещё более свежие разработки c 2K-экранами.

Для комфортной работы с приложениями, заточенными под Cardboard, необходимо наличие в смартфоне магнитометра - датчика, оценивающего изменения магнитного поля. Он регистрирует движения магнита на шлеме и интерпретирует их как определённые команды. Но и без магнитометра можно обойтись, хотя от этого станет и менее удобно.

Разумеется, не помешает и NFC, с помощью которого можно быстро активировать любое VR-приложение на смартфоне. Но это не принципиально.

Софт, контент и впечатления

Видео. Отлично. Но только в том случае, если вы проигрываете специальные 3D-ролики. Их можно отыскать на YouTube или тематических ресурсах в Сети. Ощущения несколько глубже, нежели от уже привычного нам просмотра объёмного фильма в кинотеатре. Наверное, это связано с обособлением от окружающих предметов и людей, с уединением в полностью затемнённой области. До сих пор сердце ёкает, когда вспоминаю питона, обратившего на меня своё пристальное внимание.

Также отмечу, что и в индустрии взрослого кино нашлись свои пионеры, использующие особую аппаратуру для съёмки горячих POV. Нельзя сказать, что такой подход полностью преображает жанр, но свежее дыхание определённо присутствует, а интерес увеличивается.


В Cardboard видео приобретает объём

Отдельно упомяну и о тех немногочисленных видеозаписях концертов, которые можно найти в официальном приложении Cardboard для Android . Представьте, вы стоите на сцене вместе с исполнителем и группой музыкантов. Грохочет музыка, тысячи фанатов дышат ей, а в воздух взлетают тысячи искр. При этом камера (ваши глаза) вольны смотреть куда угодно: себе под ноги, на небо, зрителей, барабанщика или вокалиста. Получается крайне атмосферно и захватывающе.

На просторах Google Play можно встретить так называемые VR-проигрыватели, якобы предназначенные специально для виртуальной реальности. Они умеют подхватывать обычные форматы видео и разделять картинку на два глаза для просмотра в устройствах типа Cardboard. Но ничего выдающегося я в них не нашёл, положительный эффект минимален. Лишь складывается впечатление, что ты смотришь плоскую картинку, но на здоровенном экране. И всё. Если я что-то недопонял, поправьте меня, пожалуйста.

В итоге получается недурно, но есть один фатальный момент: долго за всеми прелестями «живого» видео наблюдать просто невозможно.

Глаза устают уже через 10 минут просмотра.

Виной тому несовершенство линз и неправильное положение глаз по отношению к половинкам экрана. Поэтому долго насладиться сказкой не получится.

Игры. Сказать трудно. Не будучи большим поклонником мобильных игрушек, я попробовал лишь первое, что попало мне под руку. Это была некая тёмная каморка, в которой ни с того ни с сего погас свет, а в руках появился фонарик. Какой-то неприятный страх закрался в мои жилы незамедлительно, и я покинул виртуальный мир. :) Конечно, графика оставляет желать лучшего, но ощущение окружения создаётся неплохо.

Существует возможность поиграть и в PC-игры, но для этого придётся изрядно заморочиться с настройкой компьютера и смартфона. Зато, по словам тех, кто осилил все препятствия, выходят совсем другие впечатления.

Панорамы. Классно! Описывать особо нечего. После видео немного скучновато из-за статичности. Зато выбор побольше будет: музеи, города, вулканы, джунгли и даже космос.

Внимание!

Весь VR-контент очень прилично весит. Запасайтесь объёмными картами памяти и не отходите от Wi-Fi.

Заключение

Глупо сравнивать забаву Cardboard с профессиональными поделками в области виртуальной реальности, которые как инженерно, так и программно дорабатываются до более глубокого, детального и качественного погружения в лучшие миры. Картонный шлем далёк от технического совершенства и при этом недолговечен. Но именно он даёт возможность прочувствовать на себе и составить общее впечатление о таком популярном явлении, как виртуальная реальность. И что самое главное, от вас не требуется серьёзных капиталовложений или траты времени.

Мне Cardboard пришёлся по душе. И после него очень навязчиво захотелось прикупить что-нибудь посерьёзнее.

Благо, что азиатские (и не только) производители подхватили волну и стали выпускать более качественные пластмассовые шлемы для конкретных моделей смартфонов с широким углом охвата картинки и возможностью регулирования положения линз. Цена на них - около $30–50, что вполне приемлемо для среднестатистического гика. Рекомендую Cardboard к покупке. При всех недостатках это интересное веяние, необычная игрушка и познавательный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях! Не забывайте делиться и своим опытом знакомства с Cardboard.

Виртуальная реальность стала доступной совсем недавно, а готовые продукты есть уже на любой вкус и кошелек: к примеру, Oculus Rift за 22 780 руб, Samsung Gear VR за 13 000 руб или российский Fibrum от 2 999 руб за light-версию. Хотя есть и совсем бюджетный вариант — Cardboard Google, который обойдется всего в 150-160 рублей (ещё и с бесплатной доставкой!). Конечно, мы не смогли устоять перед таким предложением.

Шлем виртуальной реальности Google Cardboard представляет собой несколько кусков картона , «липучку» для закрепления в собранном состоянии, две пластиковые линзы и два магнита, которые выполняют роль кнопки. И всё. Серьезно.

Именно благодаря своей простоте Cardboard стоит не дёшево, а очень дёшево. Конечно, «официальный Cardboard» из магазинов-партнеров на сайте Google обойдется в 1000 рублей и более (при желании можно даже приобрести модификацию в виде кепки), плюс придется доплатить за доставку из-за океана, но это значительно дороже и значительно сложнее. Гораздо проще открыть какой-нибудь китайский магазинчик, за пару минут сделать заказ и через месяц заглянуть за посылкой на почту.

Можно приобрести полностью готовый для сборки комплект за 150-160 рублей, можно доплатить 40-50 рублей за лямки для крепления на голове или еще 40-50 рублей за NFC-метку, благодаря которой приложение Cardboard будет автоматически запускаться при установке смартфона, но это всё по желанию. Вообще такой шлем не проблема собрать буквально на коленке, главное — приобрести пару линз с нужным фокусным расстоянием, а пара магнитов и кусок картона почти наверняка найдутся у каждого.

Отдельно стоит отметить процесс сборки шлема. И на сайте Google, и в приложении Cardboard есть подробные инструкции, но любители головоломок могут обойтись без них. Каждая прорезь пронумерована, задача простая — совместить цифры. Затем нужно установить линзы, магниты-кнопку и прилепить «липучку», которая и будет удерживать шлем в собранном состоянии, а смартфон — в шлеме.

Теперь для создания виртуальной реальности всё готово — осталось вставить Android-смартфон. К нему требования простые: экран не менее пяти дюймов и разрешение побольше. Испытания проводились на Samsung Galaxy Alpha с дисплеем 4.7” и разрешением 1280х720. Его размер оказался подходящим (хоть и чуть меньше рекомендуемого, но границ не видно), хотя четкости хотелось больше. К примеру, некоторые разработчики предпочитают шрифт поменьше (и в итоге он смазывается), а в виртуальном мире просматривается «зерно».

Принцип работы шлема так же прост — специальные приложения выводят на экран стереопару, по одному изображению для каждого глаза, а трехмерную картинку из них уже делает наш мозг. Для него эта задача простая, чего нельзя сказать о глазах — через минут десять они изрядно устают и требуют сделать перерыв. Но это не вина Cardboard , на усталость от виртуального мира жалуются пользователи и других шлемов. Также немного устает нос, вырез для него не самый удобный. Но это уже мелочи, за минуту решаемые канцелярским ножом.

Для взаимодействия с виртуальным миром используется всего один элемент — магнитная «кнопка» на корпусе Cardboard, сдвигом которой и выполняется какое-либо действие. Принцип её работы прост: смещение магнитного поля ловится встроенным электронным компасом. Конечно, этого мало и хватает только для простейших задач, для игр в виртуальной реальности придется докупить ещё и отдельный геймпад с Bluetooth.

Сам по себе Cardboard интересен, но без приложений — бесполезен. Поэтому познакомимся с несколькими, демонстрирующими возможности виртуальной реальности. И начнем со специального раздела в Play Store, в котором на данный момент 26 приложений. Для удобного просмотра скриншоты обрезаны и склеены (за редким исключением, оригинальные снимки в стереопаре приведены для 3D-фильмов).

Cardboard Demos

Это приложение Google, созданное для демонстрации возможностей шлема. Внутри — ещё семь:

  • Tutorial для обучения работе;
  • Tour Guide, виртуальный гид по достопримечательностям;
  • Exibit с несколькими 3D-моделями масок;
  • Windy Day, 3D-мультик про мышонка;
  • Earth c пейзажами и видами нашей планеты;
  • YouTube;
  • PhotoSphere для просмотра своих фото-сфер.

Мини-мультфильм Windy Day с точки зрения демонстрации виртуальной реальности действительно классный, дети будут особенно в восторге, а взрослые смогут при помощи Earth пролететь над Чикаго или полюбоваться видами Гранд-Каньона. Отдельно стоит отметить специальную версию YouTube, её интерфейс представляет собой виртуальную сферу с превью видео, вы — в её центре. Выбор происходит поворотом головы, а после запуска можно смотреть обычный 2D-ролик на большом виртуальном экране.

Для Cardboard есть несколько виртуальных американских горок, но создается впечатление, что многие из них сделаны на скорую руку — к примеру, вагончик может проехать сквозь саму конструкцию. Мелочь, казалось бы, но впечатление отбивает напрочь: это хоть и виртуальная, но уже далеко не реальность. Поэтому хочется похвалить Roller Coaster от российских разработчиков шлема Fibrum — здесь таких обидных косяков нет. Пусть виртуальная горка и короче других, она сделана на совесть, то самое «погружение» действительно ощущается, особенно — вестибулярным аппаратом. Особенно — девушками, которые волнуются при внезапном обрыве пути или столкновении с водой.

Что собой представляют фильмы в виртуальной реальности? Узнать это можно с помощью Kaiju Fury. Трейлер переносит вас в разрушенный город, в котором идет борьба людей с этаким вариантом Годзиллы. Вы — в центре событий, правда, только в роли наблюдателя.

Cardboard Theater

Пожалуй, самый функциональный кинотеатр виртуальной реальности. В нем вы можете смотреть как обычные 3D-фильмы в стереопаре, так и специальные ролики, снятые 360-градусной камерой. Правда, ассортимент последних пока оставляет желать лучшего — удалось найти только пару мультиков и очередные американские горки. Для демонстрации возможностей этого достаточно, но не более.

Гораздо более широкий ассортимент в категории фильмов «для взрослых», причем есть как с видом от первого лица, так и просто панорамные. Парочка в исследовательских целях была скачана, запущена и продемонстрирована в редакции. «Хе-хе-хе,» — безоговорочно, самый популярный комментарий, а идея повертеть головой и выбрать танцующую барышню по своему вкусу понравилась всем.

И совсем хорошо дела обстоят с обычными 3D-фильмами, причем нет необходимости подбирать для просмотра именно горизонтальную стереопару, Cardboard Theater может преобразовывать и вертикальную. По ощущениям такой виртуальный киносеанс практически повторяет настоящий: те же объемные персонажи и летящие на зрителя объекты. Правда, низкое разрешение дает о себе знать — в кинотеатре картинка гораздо более приятная, в Cardboard явно просматривается зерно .

С этой же проблемой вы столкнетесь при попытке посмотреть обычный фильм. Ждать 3D от 2D-картинки не стоит, шлем порадует разве что большим виртуальным экраном. А при первом же перерыве после 20-30 минут просмотра глаза настойчиво потребуют отложить эту затею до лучших времен и как следует отдохнуть.

Mercedes VR for Cardboard

Увесистое приложение, которое перенесет вас в пассажирское кресло одного из двух спорткаров Mercedes и прокатит по треку. В целом, сойдет для демонстрации возможностей Cardboard, интересным здесь показался разве что дрифт — со стороны и в режиме 360° выглядит он впечатляюще.

Ещё одно приложение отечественных разработчиков из Fibrum. Тоже гонки, тоже на пассажирском сидении, но уже не по фото-реалистичному треку, а в трехмерном мире. Водитель-манекен невозмутимо везет вас по разрушенному городу, уклоняясь от взрывов и закладывая крутые виражи. Правда, с печальным финалом.

Летящий парашютист в RocketDrop должен ловить бомбы, а космическая турель в DebrisDefrag — отстреливать метеориты. У каждой игры всего одно действие (приближение или выстрел), выполняемое перетягиванием магнитного кольца шлема — большего не дано, поэтому отметим их достойными для демонстрации возможностей. Более интересные игры требуют Bluetooth-геймпада, поэтому их обзор мы оставим на потом.

Другие приложения

Отметим, что по ссылке на специальный раздел из Cardboard представлены далеко не все приложения, простым поиском по слову «VR» или «Cardboard» в Play Store можно найти значительно больше — более двухсот. Если у вас есть свои любимые приложения, которые мы пропустили и не включили в статью, оставьте название и краткое описание в комментариях, это поможет в экспериментах другим владельцам.

Итоги

С современным разрешением экранов не стоит ждать от виртуальной реальности многого, будущее её наступит ещё через поколение-два гаджетов. И Oculus Rift с собственным дисплеем, и любые очки для использования в паре со смартфоном не могут показать приятную глазу картинку, «зерно» и усталость мешают полноценному погружению. Но с демонстрацией возможностей современных устройств и задачей своеобразной хайтек-игрушки они справляются «на ура». В частности Cardboard — за просто смешные деньги вы получаете массу удовольствия и новых впечатлений.

Вердикт — надо брать. Пусть даже один раз поиграть, один раз показать знакомым. А затем отложить на полку до следующего погружения, которое состоится после выхода 4К-смартфонов в массы.

Как купить

«Официальный Google Cardboard» можно купить у одного из партнеров Google по ценам от 1000 рублей и без учета стоимости доставки. Насколько сильно отличаются неофициальные версии сложно догадаться (Сортом картона? Материалом линз?), но можно серьезно сэкономить, отправив заказ в Поднебесную. К примеру, поискать Cardboard в своем любимом онлайн-магазине или обратиться на торговую площадку Aliexpress . Всё просто — вводите в поиск «Cardboard» и выбираете подходящий, обращая внимание на рейтинг продавца и отзывы покупателей (чем больше — тем лучше), а также комплект. Простой Cardboard самый дешевый — 150-170 рублей, его достаточно. «Максимальная комплектация» обойдется примерно на 100 рублей дороже, с ней вы получите NFC-метку для автоматического запуска приложения и лямки для крепления на голову. Но это — уже дело вкуса.

P.S.

Если вас угораздило носить очки, то будьте готовы наблюдать с Cardboard кое-какие странности — в некоторых приложениях фокусироваться проще, в некоторых — невозможно, очки приходится снимать. Но в любом случае они не станут проблемой, расстояния для оправы достаточно, виртуальной реальности она не мешает.