Недавно натолкнулся на разбор полетов о том, какой бас правильный - арматурный или динамический. Владение разными наушниками и проведенными техническими тестами порядка 250 внутриканальных наушников (динамических, арматурных и гибридных) позволило сформировать свое мнение. Однако кому сегодня нужно чье-то мнение, независимо от авторитетности?

Для пояснения разницы звучания баса, выбрал основные объективные причины различий и сделал соответствующую обработку пары музыкальных треков. Послушав демонстрационные треки, можно будет для себя решить, справедливы ли различные предположения и лучше понять, в чем эта разница зарыта. И есть ли она вообще?

Прежде всего хочу обозначить свою позицию. Сама тема сравнения появилась не в пику и не поддержку кому-то, а просто так сошлись звезды.

На одном из форумов пошло обсуждение, что один авторитет считает так-то, а другой авторитет совсем иначе, и кто же кого «переавторитетил» в своих обзорах и видеобращениях?

В этот момент подумал, вроде есть ряд логичных объяснений, но как их донести так, чтобы это не было как “за моими плечами почти 250 протестированных наушников (сходить по ссылке и убедиться), у самого в коллекции разнообразных наушников будет пара десятков, стоимостью от $1 до $1000, и вообще давно все это дело давно слушаю, знаю много, безоговорочно верьте мне”. Уже поверили и ждете короткого ответа?

Причин различного звучания между арматурными и динамическими наушниками много. Разберем основные. Что не разберем, можно будет обсудить в комментариях и прикинуть, можно ли это перевести в дополнительные демонстрационные треки.

Все демонстрационные треки с возможностью воспроизведения из браузера . На мой взгляд, проще все скачать и воспроизводить из отдельного плеера, т.к. запуск следующего трека не останавливает предыдущий. В разных браузерах интерфейс и возможности тега audio индивидуальные.

Как обычно заявляется основное различие между “арматурой” и “динамикой”?

Практически все формулировки выглядят как “у арматуры быстрый и точный бас, а у динамики он медленный и вялый”.

В качестве исходников для демонстрационных треков взял пару своих черновиков многолетней давности, которые вполне подходят для оценки баса, на количество и разборчивость. Какие-то определенные аудиофильские треки не использовал, чтобы не было заморочек с авторскими правами.

АЧХ наушников

В большинстве случаев арматурные наушники обладают ровной АЧХ от самых низких частот до начала высоких. Динамические наушники наоборот, имеют подъем в области низких частот с провалом в области нижних высоких.

Для того, чтобы это можно было послушать в любых наушниках, демонстрационные треки обработаны в виде контраста - для того, чтобы почувствовать, как меняется звучание в ту или иную сторону.

Какая обработка дала скорости и точности, а какая запоздалости и вялости?

Спойлер

На мой взгляд, именно это закладывает основное различие, которое будет справедливо для 90% случаев (так, никакого давления авторитетом).

Долгое затухание от динамика

Есть мнение, что арматурный излучатель не дает долгих послезвучий, а динамический не может сразу замолчать и дает долгие затухания.

Эта теория на мой взгляд базируется на прямой аналогии с большими АС фазонверторного типа, где басс-порт добавляет баса, но с небольшой задержкой. А так как фазонвертор работает в виде резонатора в низкочастотной области, то долгое затухание не только ощущается задержкой, но и снижает разборчивость баса в целом. В «правильных» системах обычно используют оформление “закрытый ящик” для получения “быстрого баса”.

В этой логической цепочке я не очень вижу, где в наушниках есть фазоинвертор, который давал бы такой резонанс. Наверно, наиболее близкая по сути конструкция есть только в Shure SE 846 и JVC HA-FXZ200, которые скорее дают просто задержку в выделенном длинном звуководе, а не затухание.



Но, может у нас есть еще переотражения корпуса и прочих вероятно не очевидных вещей, которые могут дать такой эффект.

Если сравнивать напрямую арматурный излучатель и динамик, то арматура - это по своей сути, динамик, который уже поместили в корпус с небольшим звуководом на выходе.

Для этого на диапазон до 120 Гц было наложено эхо малого объема. Величина затуханий довольно большая для возможности это услышать как в в наушниках за 1$, так и через простой смартфон.

Прямая задержка баса

При использовании разделительных фильтров происходит сдвиг фаз и низкочастотная секция начинает играть с небольшой задержкой без дополнительного эха. Для компенсации этого в некоторых АС делают наклон фронтальной панели так, чтобы высокочастотник был дальше от слушателя на определенное расстояние. Там, где габариты АС большие, делают сдвиги отдельно среднечастотной и высокочастотной секций вглубь. Такие АС называют фазолинейными.

Считаются крутыми, но не все эту крутость слышат, считая, что наше ухо такие вещи не фиксирует. В большинстве студийных мониторов такой компенсации нет.

Такое можно встретить и во внутриканальных наушниках,

В этих наушниках используются звуководы разной длины.

Здесь просто по времени были разнесены частотные диапазоны с разделением на 120 Гц. Задержка довольно большая, 10 мс.

Технически такая задержка наиболее вероятна в многодрайверных наушниках с использованием фильтров высоких порядков. Но, обычно в наушниках используется только первый порядок из-за невозможности использовать крупногабаритные катушки индуктивности.

Попробуйте почувствовать разницу между сдвигом по времени и затуханиями из прошлого примера.

Перегруз звуковода

В чем проблема многих малогабаритных фазоинверторных АС? Малый корпус не позволяет делать длинный фазоинвертор. А чем короче труба, тем у нее должен быть меньше диаметр для сохранения выбранной частоты на резонанс.

Это приводит к тому, что при повышении громкости воздух не может “прокачаться” через трубу и происходит аналог мягкого клиппирования. Это сопровождается или призвуками, или обогащением дополнительных гармоник. Т.е. если основной диапазон баса был в области 40-80 Гц, то при перегруженном фазоинверторе мы получим дополнительные гармоники в диапазоне 80-320 Гц.

Такое подробное объяснение с аналогией фазоинвертора сделано не спроста. Дело в том, что именно у подавляющего большинства арматурных динамиков вывод звука организован через узкое горлышко! И именно они потенциально готовы дать призвуки, которые не дадут динамические излучатели.

Мне встречались наушники без узкого горлышка только у Sony. Не уверен, что это было продиктовано логикой в сторону повышения качества звука. Вероятнее это от того, что излучатели делает она сама (или полностью под себя) в уже заготовленный корпус наушников, где нет необходимости крепить трубочки звуководы.

Формально, этот тест покажет и как будут звучать наушники, у которых излучатель уходит в перегрузку.

Здесь низкочастотный диапазон был поджат компрессором.

Послушали? Делитесь впечатлениями!

), более отчетливо, без помех воспроизводят разнообразные звуковые частоты. Звучание в них отличается глубиной, насыщенностью и естественностью мелодий.

Данные модели используются не только профессиональными музыкантами, они прочно вошли в жизнь рядового меломана. Аксессуары завоевали признание благодаря компактности, исключительному качеству звука, разнообразию выбора (одно-, двух-, пятидрайверные и более). Но даже в таких современных приспособлениях есть тонкости конструкции, а также плюсы и минусы, которые стоит досконально изучить перед приобретением аудиоустройства.

Арматурные наушники: что это и как работают?

С чем обычно ассоциируются аудиодевайсы? Правильно - с динамиками, через которые звук и доносится до пользователей. Здесь и кроется главный параметр, определяющий, чем арматурные наушники (со сбалансированным якорем) отличаются от динамических приспособлений. Излучатель в первом варианте представляет собой прямоугольную коробочку с округлыми краями, в которой звучание идет из небольшого «горлышка». По габаритам он намного меньше динамического. При этом звук получается в разы чище, без фоновых шумов.

Небольшой экскурс в прошлое. Изначально подобные излучатели использовались в сугубо медицинских целях - для слуховых аппаратов. Но больше 20 лет назад Д. Харви изменил положение дел, сконструировав custom-мониторы на основе сбалансированного якоря для профессиональных музыкантов.

Приспособления имеют отличную звукоизоляцию и подходят для проведения концертов на сценических площадках. Артисты называют их не иначе как аппаратом личного ушного мониторинга. Постепенно немного измененные custom-модели поступили в массовое производство и стали доступны простым обывателям.

Как же устроены такие арматурные наушники:

  • Звуковая катушка - размещена вокруг пластины из металла в виде буквы «П» (это и есть так называемый якорь).
  • Драйвера - чем больше их установлено (1, 2, 5 и более), тем более громкий звук получится на выходе.
  • Корпус - миниатюрный, в отличие от , очень легкий и совершенно не ограничивает пользователя в движениях.

Как же работают всевозможные разновидности арматурных наушников? Размещение так называемого якоря центрируется по отношению к электромагнитному полю. Под действием электросигнала намагниченное поле активирует излучатель, который заставляет двигаться мини-мембрану. Колебания последней детали и слышат пользователи.

Разновидности наушников отличаются, кроме внешнего оформления, количеством излучателей. Дополнительные драйвера - расширение частотных характеристик аксессуаров, но для большого количества драйверов предусмотрено и много фильтров, которые в конечном счете приводят к потере естественности звука. Зато ониа отлично зарекомендовали себя в условиях шумной обстановки (на улицах, концертах, в транспорте).

Чем еще арматурные наушники лучше или хуже , вкладышевых и других разновидностей аудиоаксессуаров? Полное описание плюсов и минусов девайсов представлено в следующем разделе.

Достоинства и недостатки арматурных моделей

Для начала стоит отметить положительные стороны девайсов:

  1. Отличная звукоизоляция - в отличие от тех же и других аналогичных, арматурные девайсы полностью закрывают слуховой канал: пользователям не слышен гул в метро, посторонние разговоры не отвлекают от прослушки аудиофайлов.
  2. Первоклассный звук. Достигается максимальная достоверность звучания и минимальная степень искажения, уменьшение неточной передачи звука. Отличные показатели для высоких и средних частот.
  3. Разнообразие моделей. Можно подобрать нужный вариант под индивидуальную форму ушной раковины, хотя конструкция корпуса не влияет на качество воспроизведения аудио.
  4. Высокий уровень громкости. Благодаря арматурному излучателю на степень громкости звучания не оказывает влияние сам источник звука (например, ). В многодрайверных моделях этот показатель очень высокий.
  5. Ровная АЧХ (график зависимости силы звука от частоты). Гаджеты воспроизводят мелодии без присущего динамическим излучателям подъема частот.

Арматурные девайсы используются для профессиональных выступлений музыкантов на публике. Их относят к классу мониторных вставных аудиогаджетов. Конструкция с подвижным якорем помогает аппаратам выдавать аккорды с практически нулевой степенью акустического искажения.

Для наглядности стоит сравнить основные параметры арматурных девайсов с другим распространенным типом - динамическим.

Параметры

Арматурные наушники Динамические наушники
звукоизоляция полная частичная
уровень искажения звука низкий зависит от модели
количество драйверов один или множество один, два
громкость аудио не зависит от источника зависит от источника

Основной минус данных видов аудиодевайсов - дефицит низких частот. Особенно это наблюдается в однодрайверных вариантах. Выход - приобретать устройства с излучателями в количестве от 3-х или пользоваться гибридными агрегатами (арматурный + динамический). Еще один недостаток - относительно высокая стоимость, которая компенсируется получением устройства для воспроизведения чистейшего звука без каких-либо помех.

В жизни любознательного меломана наступает момент, когда он задается вопросом «существует ли альтернатива динамическим наушникам?» После чего открывается дверь в дивный новый мир, где есть место другим конструкциям излучателя: элекростатические, орто/изодинамические и, наконец, наушники с уравновешенным якорем или, проще говоря, арматурные. С начала 90-х арматурная конструкция привлекла повышенное внимание — сначала у профессионалов, а затем и у музыкальных энтузиастов. Звучание такой системы славится особенной детализацией, а в создании моделей компании применяют новейшие технологии. Так что же такое арматурные наушники?

История

Работает арматурный излучатель благодаря П-образной ферромагнитной пластине, вокруг которой располагаются постоянный магнит и электрическая катушка. Под действием переменного тока пластина совершает колебания и передает их по специальному рычагу на звуковоспроизводящую мембрану, результат работы которой мы и воспринимаем как музыку. Неоспоримым плюсом такого решения является высокая громкость даже при небольшом уровне сигнала, а также достоверность звучания ввиду малого уровня искажений. Но, как всегда, есть и обратная сторона медали. По сравнению с динамическими наушниками, у «арматуры» более узкий частотный диапазон, в первую очередь заметный на нижних частотах. Производители обходят этот нюанс, устанавливая в наушник большее количество излучателей, что не лучшим образом сказывается на стоимости моделей.

Сама технология появилась в 1920-х и применялась для создания слуховых аппаратов и в военных средствах связи, где решающим фактором была громкость. Музыкальный же мир долгое время к «арматуре» был настроен скептически. Ситуация развернулась на 180 градусов, когда музыканты столкнулись с простой проблемой: они банально не слышали друг друга на больших концертах, и с учётом возвращающегося из зала отражённого звука возникал риск испортить выступление. Увеличение мощи мониторных колонок, направленных к ним, панацеей не являлось, а в условиях все возрастающей громкости шоу это становилось серьезной задачей. Затем одна супергруппа за другой стала использовать арматурные наушники с двумя излучателями, амбушюры которых создавались по уникальному слепку уха их владельца. Такие наушники давали точную и громкую звукопередачу, крепко держались на месте во время интенсивного представления, и, что крайне важно, защищали орган слуха от избыточного внешнего шума. Компанией, которая помогла решить проблему, была Westone.

Мнение

Сегодня нас ждет модель AM PRO 30 с тремя излучателями на канал и технологией SLED, которая дает возможность слышать окружающие звуки, не нанося вред качеству основного аудиосигнала. Я с ухмылкой посмотрел на красивые картинки ураганного концерта на коробке, что ж, теперь пора приступать к знакомству.
Внутри упаковки находится гармонично укомплектованный набор: краткая инструкция, прочный оранжевый футляр на защелке с коллекцией амбушюр под самые разные уши в нем и, конечно, сами мониторные наушники с корпусом из прозрачного пластика. Для начала стоит внимательно отнестись к выбору внутриушных вкладышей. Перепробовав несколько, я остановился на паре, выполненной из фирменной полиуретановой пены бренда Comply, которая принимает и сохраняет форму уха. С такими я точно смогу комфортно слушать музыку продолжительное время. Да что там, можно и на пробежку выйти, посадка уверенная. Кабель здесь витой, крепкий, и что действительно хорошо, съемный. Если вдруг повредится, достаточно заменить лишь провод, сохранив сами наушники в целостности. Под руку попался свежий дрим-поп диск Unloved ‎- Guilty Of Love, теперь все готово, послушаем как звучит новинка Westone.

Первое на что обращаешь внимание, это то, как хорошо звучит вокал. Он буквально обволакивает, заставляя прислушиваться к малейшим изменениям в интонации исполнителя. Инструменты, особенно акустическая гитара и перкуссия радуют своей детализацией. Вообще, следить за тонкими нюансами в аранжировке интересно всегда, а в таком качественном исполнении как у AM PRO 30 для меломана станет большим удовольствием. Перебирая различные альбомы спокойного соул-направления и подмечая приятные моменты игры струнных, я медленно подбирался к тому, что считаю ахиллесовой пятой арматурных наушников — громкой, басовитой, хорошо отмастеренной электронной музыке. Скажу честно, аппетиты ценителей современного edm или техно-сцены эти наушники удовлетворить едва ли смогут. На мой взгляд, бас недостаточно мощный, ему не хватает воздуха. Конечно, это следствие внутриканальной конструкции, и чуда здесь не случилось. Впрочем, самые отчаянные фанаты «арматурного» звука могут рассмотреть возможность приобретения дополнительного гаджета к своим любимым наушникам — SubPac M2. Это переносной сабвуфер, который крепится на спине подобно рюкзаку и выдает вибрацию так мощно, как вы и мечтали. (Да, люди на самом деле это покупают!). Ну а еще вариант, приобрести более дорогие модели W60 и UM PRO50, где производители предусмотрели по 6 и пять излучателей на каждый канал звука.
Так уж получилось, что известным певцом, собирающим стадионы, я не стал, и потому проверять наушники в боевых условиях пришлось несколько иначе. Чтобы представить, как амбициозная технология SLED помогает профессионалам, я выбрал место, где концентрация шума может превышать 90 дБА, и редкий житель мегаполиса не бывает там хотя бы раз в пару недель. Как вы догадались, речь о метро.

Вставив «уши», включив хороший плеер, я смело пошел в путь. Неожиданно, банальная прогулка к станции превратилась в небольшое приключение. AM PRO 30 удивительным образом выдает свой качественный, детализированный звук, убирая лишний шум, но при этом позволяет слышать полезные внешние факторы. Очень непривычно и круто. По началу, я шел реагируя на окружающий мир как инопланетянин: вот закричал ребенок, недалеко проехал автомобиль, а здесь упала ветка. Уже адаптировавшись, погрузился в вагон, и тут меня ждал еще один приятный сюрприз. Мы все привыкли выкручивать громкость на максимум, едва нога ступила на платформу. Конечно, если только вы не передвигаетесь в мониторных наушниках с полной изоляцией. С моделью от Westone такой необходимости нет. Чудовищный шум метро остается где-то позади, как будто он отдельно отфильтровывается, и при этом, не прекращая слушать музыку, вы даже можете реагировать на объявления машиниста. С такими мыслями спустя двадцать минут я растворился в любимой песне, да так, что показалось — фонари в туннеле мигают в такт музыке. Словом, SLED я бы оценил высоко, представляю, в каком восторге будут профессиональные музыканты, звукорежиссеры и ди-джеи.

Технические характеристики Westone AM PRO 30:

Количество арматурных излучателей: 3 Диапазон частот: 20 — 18.000 Гц Сопротивление: 56 Ом Чувствительность: 124 дБ/мВт Кабель (съемный): плетенный MMCX Audio

В итоге

Модель Westone AM PRO 30 лучше всего раскрывается в сложных произведениях, со множеством инструментов и мелодичных переливов. Что, я, кстати, и проверил, включив релиз ‎2013 года Field Of Reeds от авангардной арт-рок группы These New Puritans. Помимо хора, церковного органа и десятка редких приспособлений для звукоизвлечения, в титульном треке записан звук хлопающих крыльев живого ястреба. Вряд вы ли сможете уловить столь тонкую деталь в каких-либо других наушниках. Таким образов, перед нами более чем достойный образец, который придется по нраву как профессионалам, так и меломанам, требовательным к нюансам.

Не могу не отметить, что мне сильно импонирует забота Westone о слухе. Я, например, чувствую, что сотни посещённых концертов не прошли бесследно для моих ушей. А выбрав именно эти наушники, вы сможете дольше наслаждаться музыкой во всепоглощающем шуме современного города, не нанося своим барабанным перепонкам никакого вреда.

Спасибо компании Westone за предоставленные образцы.

Какими бы качественными ни были наушники, рано или поздно они ломаются, и начинаются поиски новых. При этом, если человек действительно любит качественное звучание, он старается приобрести себе новую гарнитуру, по крайней мере, не уступающую по качеству прежней. Кто-то отдает предпочтение наушникам определенной торговой марки, а кто-то покупает только вакуумные. А есть и такие, которые считают, что арматурные наушники - это самое лучшее, о чем может мечтать настоящий меломан. Поскольку многие из нас слышат о таком типе устройств впервые, попробуем разобраться, действительно ли они так хороши и стоят ли тех бешеных денег, которые за них хотят получать продавцы.

Арматурные наушники: устройство и принцип работы

У людей, работа которых связана со строительством, название этого типа может вызвать немалое удивление. Ведь чаще всего под словом "арматура" подразумевают популярный вид металлопроката, который используется для укрепления железобетона. Однако не спешите пугаться. Арматурные наушники проигрывают звук посредством миниатюрных излучателей, главным компонентом которых является ферромагнитная пластина в форме буквы «П». Именно из-за такого вида детали данный тип и получил свое нынешнее название - арматурные наушники, или просто «арматура». Сама пластина держится на оси, и это дает ей возможность совершать колебания. Посредством особого стержня она соединяется со звуковоспроизводящей мембраной и таким образом передает Колебания пластины вызывают пара миниатюрных и Когда включена музыка, по проводам на обмотку последней поступает переменный ток. В результате возникает магнитное поле, изменяющее ферромагнитной пластинки к магнитам. Колебания пластины передаются на мембрану, а от нее начинает колебаться воздух, и таким образом создаются звуки.

Арматурные наушники: преимущества и минусы

Главным плюсом такого устройства является крайне незначительный уровень искажений, который достигается благодаря мизерному весу мембраны по сравнению с ферромагнитной пластиной. Вторым, не менее важным, преимуществом «арматуры» принято считать высокую чувствительность, позволяющую излучателю демонстрировать хорошую громкость при небольшом уровне поступающего на него сигнала. Третий плюс заключается в практически полной звукоизоляции и компактности.

Впрочем, стоит отметить, что даже лучшие арматурные наушники не лишены некоторых недостатков, присущих этому типу. В первую очередь это, конечно же, «космическая» цена. Во-вторых, по сравнению с мониторными наушниками, «арматура» хуже передает объемность мелодии и сцену. В-третьих, требования к источнику сигнала довольно высоки - чтобы наслаждаться идеальным звуком, понадобится качественный плеер или несжатые аудиозаписи. В четвертых, дешевые арматурные наушники воспроизводят более узкий по сравнению с динамическими звукоизлучателями, поэтому в дорогих моделях, помимо основного звукоизлучателя с уравновешенным якорем, устанавливают дополнительные, и тем самым устраняют этот недостаток.

Заключение

Наряду с неоспоримыми достоинствами, описанный тип устройств для прослушивания музыки имеет серьезные минусы. Поэтому прежде чем отдавать от 50 до 700 долларов за арматурные или другой известной фирмы, стоит хорошенько все взвесить и лишь затем принимать окончательное решение. Не стоит забывать о моральном устаревании и быстром темпе технологического прогресса. Ведь нередко случается, что гаджет или устройство, которое всего несколько лет назад было пределом мечтаний для многих, на сегодняшний день трудно продать даже за половину его стоимости.

Два, три, четыре. Нет, уже шесть! С каждым годом во внутриканальных наушниках теснится все больше и больше арматурных драйверов. Наблюдая за появлением новых топ-моделей, утыканных звуковыми излучателями, нет-нет, да и задашься вопросом: а зачем вообще это нужно — так энергично наращивать количество комплектующих? «Чтобы расширить частотный диапазон и улучшить качество звука», - отвечают одни. «Чтобы нагрести больше денег с клиентов, наивно уверенных в том, что количество всегда переходит в качество», - поправляют другие. Мы решили самостоятельно разобраться с вопросом и определить, для чего арматурным наушникам нужно так много арматур.

Одна арматура

Крошечные арматурные излучатели начали карьеру в персональном High End аудио в 1991-ом с появлением знаменитых Etymotic ER4. Для того, чтобы стать объектом культа среди аудиофилов, этим наушникам вполне хватило всего по одной арматуре на канал! Арматурный саунд отличается невероятной точностью, быстротой и детальностью, а однополосная схема гарантирует отсутствие проблем с рассогласованием излучателей - вот почему пуристы до сих пор считают конструкцию Etymotic не только классической, но и образцовой. У этой схемы есть лишь одна проблема: чтобы покрыть весь частотный диапазон в одиночку, арматуре приходиться ограничить ход мембраны. А значит, заметно уменьшить уровень баса! Вот почему тем же Etymotic так его не хватает.



Две арматуры

Что делать, если один арматурный драйвер не справляется с басовым регистром? Нужно прибавить к нему второй арматурный драйвер! Пару звуковых излучателей можно бросить на разные частотные фланги по образцу динамиков в многополосных колонках. Это, кстати, позволяет не только усилить низкочастотную отдачу, но и приподнять высокочастотную планку: вместо 16 кГц, служащих барьером для большинства однополосных моделей, двухполосные наушники легко дотягиваются до 20кГц. Хотя эту разницу способен различить далеко не всякий слушатель. А вот прибавку в басе и энергетике замечают практически все. С двумя арматурами наушники играют куда темпераментней!

Три арматуры

У арматурных драйверов есть целая груда достоинств и лишь пара недостатков. Один из них - низкая перегрузочная способность. Арматуры прекрасно звучат на низкой и средней громкости, но стоит выкрутить рукоятку звука повыше, как с их стороны начинают раздаваться болезненные хрипы, а знаменитая прозрачность быстро сходит на нет. Особенно болезненно излучатели реагируют на повышенную нагрузку в районе низких частот. Чтобы справиться с этой проблемой, конструкторы идут на добавление третьего излучателя! Схема при этом обычно остается двухполосной: одна арматура-твитер работает в верхнем диапазоне, а два парных драйвера-вуфера ударно осваивают СЧ/НЧ-область. Поддерживая друг друга, чтобы избежать проколов на перегрузках.

Четыре арматуры

Что, если добавить еще драйверов и полос? Конструкция с трехполосным кроссовером и четверкой арматур, одна из которых пищит наверху, другая отвечает за середку, третья рулит басом, а четвертая - самыми низкими частотами, позволяет не только покрыть максимальный частотный диапазон, но и как следует приподнять чувствительность. При грамотном исполнении этой схемы наушники легко сочетают арматурную прозрачность и воздушность звучания с хлесткими и физически ощутимыми басами, характерными для крупных динамиков. Впрочем, грамотно исполнить эту схему не так-то легко, ведь распределение частотного диапазона без шероховатостей на стыках - задачка, определенно, не для средних умов. Так что четыре драйвера не гарантируют безупречный саунд.

X+ арматур

После того, как на свет появились наушники с четверкой драйверов, многим казалось: больше уже некуда. Но сегодня можно найти наушники и с шестью, восемью или даже двенадцатью излучателями. Кроме того, развитие получили гибридные конструкции, в которых арматурный излучатель (или целую пачку арматур) объединяют с динамическим излучателем. Меломанам с амбициями они дают уникальный шанс воткнуть в свои уши столько источников звука, сколько еще никогда не водилось в голове одного отдельно взятого человека. Главное, помнить о том, что в реальной жизни, в отличие от выдумок маркетологов, качество далеко не всегда определяется количеством. Если у наушников "A" - X излучателей, а у "B" - X+1, это не гарантирует, что наушники "B" играют лучше. Конечная имплементация драйверов гораздо важнее их количества. Согласование драйверов, их настройка, правильный кроссовер, звуководы и т.д. - вот что определяет финальный расклад сил.